Краткая таблица концепций преподавания физической культуры
(основные позиции Концепций и примерные направления деятельности ОО в рамках реализации концепций)
№ |
Название концепции |
Реквизиты |
Цели и задачи |
Проблемы |
Примерные направления деятельности ОО в рамках реализации концепций |
3 |
Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» |
Утверждена 24 декабря 2018г. на коллегии Министерства просвещения Российской Федерации |
Целью преподавания учебного предмета «Физическая культура» является создание условий для обеспечения высокого качества преподавания учебного предмета «Физическая культура», повышения его воспитательного и оздоровительного потенциала в образовательных организациях на основе модернизации системы физического воспитания в соответствии с социальными запросами общества и перспективными задачами развития Российской Федерации в современном мире. Задачи Концепции: модернизация содержания учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий; совершенствование учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета; обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования; расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников; развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры; повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.
|
В современных условиях значительное снижение мотивации обучающихся к учебному предмету «Физическая культура» связано с рядом причин: несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, не удовлетворяют современным запросам молодежи; несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов; неэффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся. Содержание учебного предмета не в полной мере обеспечивает: преемственность и взаимосвязь уровней образования – дошкольного, начального общего образования, основного общего и среднего общего образования; интеграцию и равные возможности для обучающихся в использовании урочных, внеурочных и других форм обучения и средств физической культуры и спорта; системность вариативного, разноуровневого подхода к процессу обучения предмету (с учетом состояния здоровья, физического развития и интересов обучающихся); формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики; единые подходы к критериям и методикам оценивания успеваемости обучающихся по учебному предмету; механизмы педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой; возможности использования в содержании программ и учебников модулей по традиционным, национальным и новым видам спорта. В методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется: созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры и спорта; методикам выявления одаренных детей в области физической культуры; современным методам и средствам обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья; обновлению учебно-методических комплексов и программ мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся образовательных организаций с учетом современных технологий; созданию безопасных условий для проведения урочных и внеурочных форм занятий физкультурно-спортивной направленности; современному оснащению спортивных залов инвентарем и оборудованием в соответствии с запросами участников образовательных отношений. |
Основные направления реализации Концепции обеспечивают научно-обоснованный подход в обучении и преподавании учебного предмета, межпредметную интеграцию, единообразие образовательного пространства, преемственность на всех уровнях образования, включая дошкольный, создание системы индексации физического развития и физической подготовленности обучающихся, выявление и поддержку одаренных обучающихся на основе межведомственного взаимодействия, материально-техническое обеспечение и развитие кадрового потенциала. На уровне дошкольного и начального общего образования у обучающихся следует обеспечить формирование познавательных интересов к занятиям физической культурой, навыков здорового образа жизни как основы физического воспитания. Приоритетами в обучении являются: получение знаний и умений выполнения базовых упражнений средствами гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики; приобретение двигательного опыта и интеллектуального развития средствами различных видов спорта, не наносящих ущерба здоровью обучающихся; получение эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений через игровую деятельность. На уровне основного общего и среднего общего образованиянеобходимо обеспечить формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств, профилактике и укреплению здоровья через: реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта, а также современных оздоровительных систем; преподавание уроков с оздоровительной, общеразвивающей, спортивной и практико-ориентированной направленностью; участие в деятельности школьных спортивных клубов; демонстрацию обучающимися полученных компетенций через выполнение тестов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); освоение дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, участие в соревновательной деятельности.
|
Краткая таблица концепций преподавания ОБЖ
(основные позиции Концепций и примерные направления деятельности ОО в рамках реализации концепций)
№ |
Название концепции |
Реквизиты |
Цели и задачи |
Проблемы |
Примерные направления деятельности ОО в рамках реализации концепций |
4 |
Концепция преподавания учебного предмета «ОБЖ» |
Утверждена 24 декабря 2018г. на коллегии Министерства просвещения Российской Федерации |
Целью Концепции является обеспечение условий качественного развития учебного предмета «ОБЖ», изменение его образовательного статуса Задачи Концепции способствовать:
|
1. Проблема мотивационного характера Результатом освоения учебного предмета «ОБЖ» должна являться готовность к продуманному, самостоятельному, ответственному действию в различных реальных ситуациях повседневности. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, в которых следует творчески применить полученные знания и умения. Задача каждого учителя – помочь обучающимся в освоении учебного предмета «ОБЖ», используя вариативные практико-ориентированные методы обучения. 2. Проблемы содержательного характера В ФГОС, примерных ООП, учебных и учебно-методических изданиях основное внимание концентрируется на стадии предельного обострения опасных процессов и явлений, кризисных состояниях (чрезвычайных ситуациях, криминальных отношениях, антиобщественном поведении и т.п.), что искажает последовательность этапов и нарушает целостность изложения сущности опасных ситуаций. Содержание учебного предмета «ОБЖ» не в полной мере отвечает современным требованиям безопасности личности, общества и государства. Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме необходимых знаний по вопросам безопасности обучающихся, соответствующих их возрасту и уровню образования. При этом присутствует перегруженность образовательных программ дидактическими элементами из других предметных областей. 3. Проблемы методического характера Основной проблемой методического характера является отсутствие единого подхода к преподаванию учебного предмета «ОБЖ». Значительные трудности Негативное влияние на преподавание учебного предмета оказывает целенаправленное продвижение идеи эффективности интегрированного обучения основам безопасности жизнедеятельности. Оценка сформированности компетенций в рамках учебного предмета «ОБЖ» проводится с помощью материалов для контроля, ориентированных на проверку Недостаточные возможности (в том числе и материально-технические) Отсутствует единая методическая ресурсная база, что снижает возможность своевременно получать актуальную информацию о различных аспектах «ОБЖ» |
Основными направлениями реализации Концепции на уровне основного общего образования являются: реализация системного подхода и обеспечение непрерывного изучения предмета на уровне основного общего образования; внедрение единой структурно-логической схемы изучения тематических линий с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся: безопасность использование приема организации учебного материала по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры; использование практико-ориентированных интерактивных форморганизации учебных занятий с акцентом на применение тренажерных систем и виртуальных моделей, способных отображать объекты, не воспроизводимые в обычных условиях, а также обеспечивающих электронную поддержку выданных для решения ситуационных задач, отражающих повседневную действительность; внедрение в преподавание учебного предмета «ОБЖ» современных форм электронного обучения с соблюдением следующих базовых принципов: использование электронной образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным; цифровые образовательные ресурсы являются дополнительным инструментом достижения цели учебного занятия, их использование не является самоцелью; компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся; оснащение кабинета «ОБЖ» наглядными и техническими средствами обучения, в том числе интерактивными 3d-моделями и тренажерными системами, способными моделировать различные опасные ситуации, для отработки целесообразных практических приемов и действий; Освоение учебного предмета «ОБЖ» на уровне среднего общего образования должно обеспечивать: формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни; достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего гуманитарным принципам государства, интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности; понимание роли и места личности гражданина в системе национальной безопасности Российской Федерации; преемственность и углубление тематики учебного предмета «ОБЖ» подготовку обучающихся к решению практических задач безопасности жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью; Для формирования у обучающихся мотивации к безопасной жизнедеятельности целесообразно: обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших заинтересованность и способности в области безопасности жизнедеятельности; создать возможности для участия обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в работе патриотических, военно-патриотических организовать теле- и радиотрансляции в образовательных организациях оформить тематические «Уголок безопасности», «Уголок призывника», «Уголок первой помощи», «Уголок безопасности дорожного движения», «Схема безопасных маршрутов движения детей» и т.п., разместить в наиболее посещаемых местах общеобразовательных организаций легкосъемные материалы (пиктограммы, информационные знаки и др.) по правилам безопасного поведения; разработать механизмы формирования навыков безопасности жизнедеятельности через взаимодействие с семьей и родительским сообществом. |