Кугаевская Светлана Александровна, методист, учитель физической культуры
|
|
|||||||||
|
Азбука Олимпиады | |
Вести образования | |
Мини-чат | |
Облако тегов | |
Добро пожаловать на сайт, Гость! | СЕГОДНЯ 28.04.2024, 12:17 |
по теме
«Формирование и развитие функциональной грамотности
на уроках физической культуры»
«Всякое настоящее образование добывается
только путем самообразования»
Пояснительная записка
Актуальность и необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.
Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС НОО и ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, с содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей, соответствующим моделям функциональной грамотности: математической, естественно-научной, читательской, финансовой, креативному мышлению и глобальным компетенциям.
Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать знания и умения, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений, таким образом, и проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности учащихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме и в терминах, обозначающих компетенции функциональной грамотности учащихся.
Для оценки предметных результатов предлагаются следующие критерии: знание и понимание, применение и функциональность.
Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. На каждом урока учащиеся должны почерпнуть не только знания умения и навыки, но и сформировать и развить необходимые компетенции.
Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания, самовыражения, формирования у них внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоконтролю, самодисциплине, самоанализу, самооценке, самостоятельности, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практико-ориентированные задания и др.).
Цель: изучить методы и средства развития функциональной грамотности на уроках физической культуры.
Задачи:
Планируемый результат:
План самообразования по теме «Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках физической культуры» на 2021-2024 гг.
План самообразования по теме «Проблемно-эвристические технологии на уроках физической культуры в начальной школе» на 2018-2021 гг.
План самообразования по теме «Теоретическая подготовка на уроках физической культуры в 5 – 11 классах» на 2010-2015 гг.
Карта саморазвития и самообразования: здесь